«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством
любви к миру, к человечеству»
М. Горький
Максим Горький — литературный псевдоним русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 года.
В 2018 году литературный мир отметит 150-летие со дня рождения писателя-реалиста, мыслителя, основоположника социалистического реализма как литературного направления.
На виртуальной выставке представлены сценарии и викторины, книги и статьи о жизни и творчестве писателя, материалы, содержащие анализ произведений автора, изданные в период с 2003 по 2017 годы, из фонда Североморской Центральной городской библиотеки имени Леонида Крейна.
В отдельных случаях включены статьи из журналов, отсутствующих в ЦГБ. Такие публикации имеют ссылку на электронный ресурс. Статьи, отмеченные знаком «*», содержатся в электронных базах данных, имеющихся в Центральной городской библиотеке.
Выставка состоит из четырех разделов: «О жизни и творчестве», «Отдельные произведения», «Викторины, сценарии», «Интернет-ресурсы». В первых трех разделах соблюдены: для книг – алфавитный порядок, для статей – обратная хронология. Четвертый – содержит полезные Интернет-ресурсы по теме.
Отбор материала закончен 19 января 2018 года.
- Арефьева И.Н. Литература ХХ века на уроках русского языка : учебное пособие / И.Н. Арефьев, М.В. Фрик. – Москва : Форум, 2009. – 398 с.
Из содерж.: Максим Горький. – С. 61-81.
Представлены упражнения и диктанты, а также планы к сочинениям по творчеству М. Горького для учащихся 11-х классов.
- Безелянский Ю. 99 имен Серебряного века / Ю. Безелянский. – Москва : Эксмо, 2007. – 637 с.
Из содерж.: Горький. Алексей Максимович Пешков. – С. 143-149.
- Быков Д. Советская литература : краткий курс / Д. Быков. – Москва : ПРОЗАиК, 2013. – 412 с.
Из содерж.: Сам себе человек : Максим Горький. – С. 5-32.
- Гачева А. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов / А. Гачева, О. Казнина, С. Семенова. – Москва : ИМЛИ РАН, 2003. – 399 с.
Из содерж.: М. Горький и евразийство: письмо В. Коростовцу. – С. 389-392.
- Голубков М.М. Русская литература ХХ в. После раскола : учебное пособие для студентов вузов / М.М. Голубков. – Москва : Аспект пресс, 2002. – 267 с.
Из содерж.: Новый реализм (М. Шолохов, М. Горький, Б. Пастернак). – С. 157-174.
- Кирпотин В.Я. Ровесник железного века : мемуарная книга / В.Я. Кирпотин. – Москва : Захаров, 2006. – 842 с. Из содерж.: Оргкомитет. – С. 158-176.
- Мескин В.А. История русской литературы «Серебряного века» : учебник для бакалавров / В.А. Мескин. – Москва : Юрайт, 2015. – 396 с.
Из содерж.: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936). – С. 243-263.
- Минералов Ю.И. История русской литературы ХХ века: 1900-1920-е годы / Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова. – Москва : Высшая школа, 2004. – 429 с.
Из содерж.: Максим Горький. – С. 21-33.
***
- Ярдаева М. Горький против Пешкова / М. Ярдаева // Gala Биография. – 2016. – № 5. – С. 56-68.
- *Спиридонова Л.А. Знаем ли мы Горького? : (к 80-летию со дня смерти) / Л. А. Спиридонова // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). – 2016. – № 3 (май). – С. 41-50.
В XXI веке изучение жизни и творчества Максима Горького фактически начинается заново. Большое количество опубликованных в годы “перестройки” архивных материалов, ранее недоступных исследователям, позволили пересмотреть традиционный взгляд на писателя и его роль в общественной и литературной жизни России. В статье развенчиваются некоторые мифы о Горьком.
- *Рюмин И. Двуглавый буревестник / И. Рюмин // Смена. – 2015. – № 10. – С. 124-145.
- Барбакадзе Ю. А. Г. Ибсен и М. Горький: спор о правде и лжи / Ю.А. Барбакадзе // Русский язык и литература для школьников. – 2014. – № 10. – С. 20-30
Тема правды и лжи – одна из главных в творчестве двух знаменитых писателей – норвежского драматурга Генрика Ибсена и русского писателя Максима Горького.
- Елисеев В. Однажды бродя по Руси… / В. Елисеев // Библиополе. – 2013. – № 9. – С. 70-72.
О работе Алексея Пешкова (будущего писателя Максима Горького) ночным сторожем на железнодорожной станции Добринка Липецкой области, а также о сослуживцах, которые стали прототипами его литературных героев.
- *Кузьмичев И. Последние дни М. Горького / И. Кузьмичев // Наш современник. – 2013. – № 9. – С. 156-191.
- *Зобнин Ю. В. Горькая правда Горького : (к 145-летию со дня рождения писателя) / Ю. В. Зобнин // Москва. – 2013. – № 6. – С. 174-178.
Автор размышляет об актуальности творческого наследия писателя в наше время, об исторической и психологической правде тем и образов.
- Сухонин О. Горькому – 145! / О. Сухонин // Родина. – 2013. – № 2. – С. 58.
О годах Максима Горького, связанных с Нижним Новгородом.
- Шанцев В. Уроки Горького / В. Шанцев // Родина. – 2013. – № 2. – С. 58-59.
О влиянии Максима Горького на духовное развитие общества.
- Ломакина О. В. “Обожаю Москву!”: Максим Горький и Москва / О. В. Ломакина // Русский язык и литература для школьников. – 2012. – № 10. – С. 2.
О памятных местах в г. Москве, связанных с именем писателя.
- Тихомирова К. Что говорить школьникам о биографии Максима Горького / К. Тихомирова // Литература. – 2012. – № 2. – С. 16-22.
- Еремина Т. Я. “Крылья”: мастерская построения знаний по рассказам М. Горького / Т.Я. Еремина // Литература – Первое сентября. – 2012. – № 2. – С. 23-25.
Материал для проведения двухчасового занятия со школьниками 11-го класса по творчеству М. Горького в форме творческой мастерской с использованием презентации.
- *Дзюба А. С. Особенности циклообразования в книгах очерков А. М. Горького (1910-1920-х гг.) / А.С. Дзюба // Вестник Университета Российской Академии Образования. – 2011. – № 5. – С. 144-147.
Анализируются сборники очерков А. М. Горького “Несвоевременные мысли”, “По Руси”, “Заметки из дневника. Воспоминания”, “По Союзу Советов”. Рассматривается история их создания и жанрово-тематические особенности.
- Никитин Е.Н. Журнал А. М. Горького “Летопись” / Е. Н. Никитин // Библиография. – 2011. – №№ 4-6; 2012. – №№ 1, 3, 4, 6.
Статья посвящена литературному журналу антивоенной направленности “Летопись”, который М. Горький начал издавать в Санкт-Петербурге в 1915 году. Приведена история создания и работы журнала.
- *Шипилова М. В. Идейность главного редактора: идеалы и заблуждения Максима Горького / М. В. Шипилова // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 9, Филология, востоковедение, журналистика. – 2011. – Вып. 2, июнь. – С. 293-301.
- Примочкина Н. Н. Личность и творчество М. Горького в восприятии А. Блока / Н.Н. Примочкина // Литература в школе. – 2010. – № 8. – С. 8-10.
- Чони П. М. Горький в Италии : (по документам Центрального архива Италии) / П. Чони // Новая и новейшая история. – 2010. – № 5. – С. 205-209.
Об архивных документах, касающихся жизни писателя в Италии.
- *Дзюба А. С. Особенности художественного и внутрилитературного синтеза в очерках Максима Горького / А.С. Дзюба // Вестник Университета Российской Академии Образования. – 2010. – № 3. – С. 75-79.
Специфические художественные и жанровые особенности творческого наследия М. Горького на примере очерков, написанных в 1920-1930-х гг.
- *Попова И. А. Развернутый троп: механизмы реализации : (на материале художественной прозы М. Горького и Ив. Бунина) / И. А. Попова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – № 1, ч. 1. – С. 48-53.
- Примочкина Н.Н. Творчество Н. А. Некрасова в восприятии М. Горького / Н. Н. Примочкина // Литература в школе. – 2009. – № 8. – С. 13-15.
Став уже знаменитым писателем, Максим Горький высоко ценил творчество Некрасова, считал его вершиной русской поэзии, что сказалось на особенностях формирования писательской личности Горького.
- Прилепин З. Теплопожатие : Леонов и Горький / З Прилепин // Москва . – 2009. – № 7. – С. 168-225.
Фрагмент книги из серии ЖЗЛ. Взаимоотношения Горького и писателя Леонида Леонова.
- Сухих И. Русская литература. ХХ век : Максим Горький (1868-1936) / И. Сухих // Звезда. – 2009. – № 3. – С. 222-234.
- Грачева А. М. М. Горький в творчестве М. Арцыбашева / А. М. Грачева // Русская литература. – 2009. – № 3. – С. 35-44.
Статья посвящена выявлению ряда узловых эпизодов личного и творческого противостояния Горького и писателя Михаила Петровича Арцыбашева.
- Спиридонова Л.А. Горький – мастер литературного портрета / Л. А. Спиридонова // Литература в школе. – 2008. – № 10. – С. 19-23.
Горький как основатель серии книг “Жизнь замечательных людей” и автор многочисленных литературных очерков. Рассматриваются основные особенности изображения человека в литературных очерках Горького.
- Никитин Е. Н. Максим Горький и российские социалисты (1897-1917 гг.) / Е. Н. Никитин // Вопросы истории. – 2008. – № 8. – С. 24-43.
- Грачева А.М. Русский народный характер и судьба России в прозе М. Горького 1910-х годов / А. М. Грачева // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 15-17.
- Сарычев В.А. “Люди и человеки” : идея пути в творческом сознании Максима Горького 1890-х – начала 1900-х годов / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 7-14.
- Лейдерман Н. Непрочитанный Горький / Н. Лейдерман // Урал. – 2008. – № 7. – С. 231-247. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ural/2008/7/le13.html.
Попытка прочтения “Записок из дневника”, “Воспоминаний” и цикла “Рассказы 1922-1924 годов” “с чистого листа”.
- Петелин В. “Я – каторжник, который всю жизнь работал на других… ” / В. Петелин // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 18-24.
Рассматриваются некоторых факты из биографии М. Горького, касающиеся отношений писателя с властью, его отношения к политике.
- Примочкина Н.Н. Горький сегодня / Н. Н. Примочкина // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 2-6.
Биографический очерк и обзор литературного творчества М. Горького.
- *Ганзикова Г. Максим Горький о круге детского чтения / Г. Ганзикова // Семейное чтение. – 2008. – № 2. – С. 27-31.
- Прополянис Г.Э. Архив А.М. Горького – между прошлым и настоящим : (к 70-летию со дня образования Архива А.М. Горького) / Г.Э. Прополянис // Русская словесность. – 2007. – № 7. – С. 45-49.
- Басинский П. “О чем встречались” Максим Горький и отец Иоанн Кронштадтский / П. Басинский // Наука и религия. – 2006. – № 8. – С. 24-27.
- Баранов В.И. Как быть с М. Горьким в школе? / В. И. Баранов // Литература в школе. – 2006. – № 7. – С. 18-22.
Об особенностях современного преподавания и толкования произведений М. Горького.
- Сорокина С. Пешком по Капри, сверяясь с Горьким / С. Сорокина // Эхо планеты. – 2006. – № 3. – С. 22 – 27.
Журналистские впечатления от поездки на итальянский остров Капри, о пребывании там М. Горького.
- Басинский П. Сирота казанская / П. Басинский // Октябрь. – 2005. – № 2. – С. 154-171. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2005/2/ba5.html.
Главы из книги “Максим Горький. Версия духовной судьбы”.
- Басинский П. Горький : главы из книги / П. Басинский // Новый мир. – 2004. – № 11. – С. 96-117. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/11/bas7.html.
- Зурабова К. Горький опыт и сладкие сны самоучки-романтика / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 80-86.
Автор вспоминает свои детские впечатления о творчестве Максима Горького.
- Пирожкова А. Н. Екатерина Павловна Пешкова / А. Н. Пирожкова // Октябрь. – 2003. – № 7. – С. 180-191. –
Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2003/7/pir.html.
О первой жене Максима Горького.
- Баранов В. “Надо прекословить!” : М. Горький и создание Союза писателей / В. Баранов // Вопросы литературы. – 2003. – № 5. – С. 34-56.
Роль М. Горького в организации и проведении Первого съезда советских писателей (1934).
«Варвары»
- Егоров О.Г. Духовный кризис русской интеллигенции в пьесах М. Горького “Дачники” и “Варвары” / О. Г. Егоров // Литература в школе. – 2006. – № 7. – С. 2-5.
«В Америке»
- *Даренский В. Лекарство от грез наяву : (очерки Максима Горького “В Америке” и историко-литературный контекст) / В. Даренский // Подъем. – 2017. – № 2. – С. 210-216.
«Враги»
- *Быстрова О. В. Пьеса М. Горького “Враги”: к вопросу жанровой принадлежности / О. В. Быстрова // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – Т. 23, № 1. – С. 126-129.
«Дачники»
- Егоров О.Г. Духовный кризис русской интеллигенции в пьесах М. Горького “Дачники” и “Варвары” / О. Г. Егоров // Литература в школе. – 2006. – № 7. – С. 2-5.
«Дед Архип и Ленька»
- Борщевская М. Ю. Ещё раз о слезе ребёнка… : читаем рассказ М. Горького “Дед Архип и Ленька” / М.Ю. Борщевская // Литература – Первое сентября. – 2012. – № 2. – С. 26-27.
«Детство»
- *Смердова Т. Н. Сказка в концептуальном пространстве детства / Т. Н. Смердова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 181-185.
Анализ концепта “детство” в произведении М. Горького “Детство”.
- Тарасова Г. В. “Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь” : анализ начальных глав повести М. Горького “Детство” / Г. В. Тарасова // Литература в школе. – 2007. – № 9. – С. 38-39.
«Жизнь Клима Самгина»
- Борисова Л. М. Двоеточие, колокол, нить, или Клим Самгин как аллегория / Л.М. Борисова // Вопросы литературы. – 2015. – № 2. – С. 300-321.
Аллегорическая природа образа Клима Самгина. Уникальность иносказательной поэтики романа заключается в том, что для этого выбран реалистический образ.
«Мать»
- *Пименов В. Ю. Богостроительские мотивы в повести М. Горького “Мать” / В. Ю. Пименов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. – 2009. – Вып. 3. – С. 306-314.
«На дне»
- М. Горький. На дне : анализ текста. Основное содержание. Сочинения / авт.-сост. А.В. Лебедев. – 6-е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2005. – 124 с.
***
- Петрачкова Ю. С. Довремся ли до правды? : пьеса Горького “На дне” / Ю. С. Петрачкова // Литература – Первое сентября. – 2017. – № 3/4. – С. 14-15.
- Богданова О.В. “На дне” М. Горького : новый ракурс / О. В. Богданова// Звезда. – 2016. – № 10. – С. 225-239. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zvezda/2016/10/na-dne-m-gorkogo.html.
- Кошелева Л. А. Проектирование урока системно-деятельностного типа по пьесе М. Горького «На дне» / Л. А. Кошелева // Литература в школе. – 2016. – № 7. – С. 22-25.
- Мочалина С. Л. М. Горький. Пьеса «На дне» / С. Л. Мочалина // Литература в школе. – 2016. – № 7. – С. 9-12.
Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроке литературы для учащихся 11-х классов.
- Василенко Е. В. Мотив тюрьмы в драме “На дне” М. Горького / В. Е. Василенко // Литература в школе. – 2013. – № 7. – С. 16-18.
- Степанова Г. И. Интертекст русской классики в пьесе М. Горького «На дне» / Г. И. Степанова // Литература в школе. – 2012. – № 9. – С. 10-17.
Современная интерпретация художественных образов в русской классике.
- Ребель Г. М. Зачем приходил Лука? / Г.М. Ребель // Литература – Первое сентября. – 2012. – № 2. – С. 36-40.
- Волков С. Анализ драматического текста / С. Волков // Литература – Первое сентября. – 2012. – № 2. – С. 43-45.
Варианты анализа драматического текста на примере отрывков из пьесы М. Горького “На дне”.
- Смирнова О. Пять уроков по пьесе “На дне” / О. Смирнова // Литература – Первое сентября. – 2012. – № 2. – С. 28-35.
Практические рекомендации для проведения цикла уроков по пьесе М. Горького “На дне”.
- Иллюминарская А. Е. Из наблюдений над пьесой М. Горького “На дне” / А. Е. Иллюминарская // Литература – Первое сентября. – 2012. – № 2. – С. 41-42.
Мотив “потери и обретения лица” в рассказе М. Горького “Челкаш” и пьесе “На дне”.
- Севастьянова Е.К. Традиции и новаторство в творчестве М. Горького : “Что такое человек? “Полемика с русской классикой в пьесе “На дне” / Е. К. Севастьянова // Литература в школе. – 2009. – № 8. – С. 29-34.
Предложен материал, который поможет совершенствовать умение проводить сравнительно-сопоставительный анализ художественных произведений.
- Кунарев А. А. Комментарий к драме М. Горького “На дне” / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – № 6. – С. 10-14.
Литературный анализ и разбор образа Васьки Пепла.
- Кунарев А. А. Комментарий к драме М. Горького “На дне” / А. А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – № 2. – С. 13-18; № 10. – С. 14-19; № 11. – С. 8-11.
Драма “На дне” как результат широких жизненных наблюдений и философских исканий М. Горького. Истоки замысла пьесы. Этимология имен главных героев.
- Фрумкин К. О ложном гуманизме и настоящей магии : взгляд на пьесу Горького “На дне” после прочтения Густава Майринка / К. Фрумкин // Нева. – 2006. – № 9. – С. 198-204. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/neva/2006/9/fr14.html.
Взглянуть на драму Горького по-новому побудило автора статьи прочтение новеллы австрийского писателя-мистика Г. Майринка “Преображение крови”.
- Иванов Н. Н. “Человек все может… лишь бы захотел” : пьеса А. М. Горького “На дне” / Н. Н. Иванов // Литература в школе. – 2003. – № 7. – С. 5-10.
Литературный анализ драмы М. Горького “На дне”. Рассматриваются темы веры в человека и жизнь, вечного совершенствования и торжества Человека (Богочеловека). Содержится анализ образов основных персонажей пьесы (Лука, Сатин, Барон и др.).
«Отшельник»
- *Дзюба А. С. Черты жанра очерка в рассказе “Отшельник” М. Горького / Дзюба А. С // Вестник Университета Российской Академии Образования. – 2011. – № 1. – С. 36-39.
Анализируется рассказ “Отшельник” М. Горького из сборника “Рассказы 1922-1924 годов” в контексте осмысления его жанрового наследия.
«Песня о Соколе»
- Аникина О. А. Рассказ “Старуха Изергиль” М. Горького : XI класс / О. А. Аникина // Литература в школе. – 2006. – № 7. – С. 26-27.
Основные черты романтизма как литературного направления на примере рассказов М. Горького “Песня о Соколе” и “Старуха Изергиль”.
«По Руси»
- *Богачкина С.В. Образ мира в цикле рассказов М. Горького “По Руси” : (1912-1917 гг.) / С.В. Богачкина // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8, Литературоведение. Журналистика. – 2014. – № 1 (13). – С. 33-37.
«Рассказы 1922-1924 годов»
- *Березняцкая М. А. Мотив “необыкновенного” и его эстетическая функция в “Рассказах 1922-1924 годов” М. Горького / М. А. Березняцкая // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. – 2017. – № 3. – С. 27-32.
«Старик»
- *Примочкина Н. Н. Нестареющий “Старик”: философская драма М. Горького в историко-литературном контексте / Н. Н. Примочкина // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2014. – Т. 73, № 3. – С. 49-57.
«Старуха Изергиль»
- Апалина Н. Л. «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся…» / Н. Л. Апалина // Литература в школе. – 2012. – № 9. – С. 21-23.
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» для учащихся 11-х классов.
- Шустов М.П. “Мудрая” старуха М. Горького / М. П. Шустов // Литература в школе. – 2006. – № 7. – С. 6-11.
Литературный анализ рассказа, его жанрового своеобразия.
- Аникина О. А. Рассказ “Старуха Изергиль” М. Горького : XI класс / О. А. Аникина // Литература в школе. – 2006. – № 7. – С. 26-27.
Основные черты романтизма как литературного направления на примере рассказов М. Горького “Песня о Соколе” и “Старуха Изергиль”.
- Сапир А. М. Целостный анализ рассказа А. Н. Горького «Старуха Изергиль» / А. М. Сапир, Н. Л. Лейдерман // Литература в школе. – 2003. – № 7. – С. 29-34.
«Страсти-мордасти»
- Корчагина Л. М. Сострадание и любовь в рассказе М. Горького «Страсти-мордасти» / Л. М. Корчагина // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 40-41.
Урок для учащихся 7-х классов.
- Шуралёв А. М. «За тонкими косточками бьётся сердце» / А. М. Шуралёв // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 38-39.
Материал к уроку.
«Фома Гордеев»
- Гаврилова Т. И. Об изучении романа М. Горького “Фома Гордеев” : XI класс / Т. И. Гаврилова // Литература в школе. – 2006. – № 7. – С. 27-29.
Нравы, обычаи, жизненная философия русского купечества 90-х годов 19 в. Предложены четыре урока литературы для 11-го класса.
«Челкаш»
- Черкезова М. В. Рассказ М. Горького «Челкаш» в школьном изучении / М. В. Черкезова // Литература в школе. – 2016. – № 11. – С. 26-28.
- Елисеева Т. А. “Маленькая драма” “между двумя людьми”. Анализ рассказа М. Горького “Челкаш” : XI класс / Т.А. Елисеева // Литература в школе. – 2013. – № 7. – С. 21-24.
- Иллюминарская А. Е. Из наблюдений над пьесой М. Горького “На дне” / А. Е. Иллюминарская // Литература – Первое сентября. – 2012. – № 2. – С. 41-42.
Мотив “потери и обретения лица” в рассказе М. Горького “Челкаш” и пьесе “На дне”.
- Антонова Т. Г. Проблема свободы в рассказе М. Горького “Челкаш” / Т. Г. Антонова // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 32-33.
Конспект урока литературы в 7-м классе.
- Воронцов В. Д. А. М. Горький «Челкаш» / В. Д. Воронцов // Литература в школе. – 2003. – № 7. – С. 35.
Урок для учащихся 11-х классов.
- Рожков С. А. Весь мир – театр : пьеса в загадках / С. А. Рожков // Чем развлечь гостей. – 2015. – № 5. – С. 4-5.
Среди загадок о театре включены загадки, касающиеся творчества М. Горького.
- Кравченко М. В. “Горький – это эпоха” / М. В. Кравченко // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 9-13.
Сценарий литературного вечера о жизни и творчестве писателя для учащихся старших классов.
- Кравченко М.В. Писатель-мыслитель / М. В. Кравченко // Игровая библиотека. – 2013. – № 1. – С. 50-65
Сценарий мероприятия для 7-11-х классов, посвященный жизни и творчеству М. Горького.
- Иващенко О. С. Певец человеческой красоты / О. С. Иващенко // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 4. – С. 28-33.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная музыке в творчестве М. Горького для учащихся 9-11-х классов.
- Макарова Б.А. «Человек – это звучит гордо…» : [сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству М. Горького] / Б.А. Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 1. – С. 15-21.
- Зурабова К. Представление по сказкам М. Горького, написанным для детей // К. Зурабова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С. 87-91.
Сайт «Государственный ордена Почета
музей А.М. Горького»
Ресурс предлагает читателям наиболее полную информацию о жизни и творчестве А.М. Горького и состоит из нескольких разделов:
- «О музее» – в разделе представлена история филиалов музея, расположенных в г. Нижний Новгород (Литературный музей, Музей-квартира А.М. Горького, Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина»).
- «А.М. Горький» – рубрика представлена разделами «Биография писателя», «Хронология творчества», «Персоналии» (раздел посвящен людям, входившим в окружение писателя), «Портретная галерея» и др.
- «Наука и публицистика» – опубликованы исследования, статьи, научные работы о жизни писателя и его творческом наследии. В отдельную рубрику выделены материалы, посвященные Горьковским чтениям.
- «Медиагалерея» – рубрика представлена материалами временных выставок и постоянных экспозиций музея.
Сайт «Максим Горький»
На страницах сайта читатель может познакомиться с биографией писателя и его творчеством. Рубрики «Проза», «Стихи, песни» и «Драматургия» содержат полные тексты произведений.
Большое место на сайте занимают критические статьи и воспоминания писателя, а также письма Горького и Горькому. Кроме того, ресурс предоставляет возможность всем желающим ознакомиться с материалами, посвященными творчеству автора, и воспоминаниями современников о Горьком.
Сайт «Lib.Ru/Классика:
Горький Максим: Собрание сочинений»
Ресурс представляет наиболее полное собрание произведений автора. Читатель может познакомиться с сочинениями русского писателя, а также с критическими статьями и материалами. Отдельно выделены рубрики «Переписка и мемуары», «Публицистика», «Об авторе» и «О творчестве автора».