Уважаемые посетители! Предлагаем Вам ознакомиться с новинками журнальной прозы за IV квартал 2016 года.
Аросев Г. Северный Берлин : повесть /Г. Аросев // Новый мир. – 2016. – № 11.
Вполне реалистическое по стилистике повествование, но выявляющее фантасмагоричность политической ситуации в сегодняшней Европе. Герой повести летит в самолете из города Дюссельдорф в свой родной Берлин. За окном самолета сверкает молния, голос пилота из репродуктора предупреждает о скорой посадке, но при этом почему-то произносит название берлинского аэропорта, закрытого десять лет назад. Герой, думая, что ослышался, спрашивает у соседки, что это может означать, она с недоумением отвечает на его вопросы, и тогда герой понимает, что он оказался в параллельной реальности. То есть Европа, в которую ему предстоит приземлиться, так же, как и он, пребывает в 2016 году, но это уже не совсем та Европа, в которой он жил еще несколько часов назад…
Носов С. Аутентичность : рассказ / С. Носов // Октябрь. – 2016. – № 11.
Рассказ, включающий разом английское и русское языковое мышление, реальность России и поэтический миф о ней, литературные строки и их личную интерпретацию. Англичанин Стив, специалист по творчеству Ахматовой, получает шанс провести ночь в ее доме – и остается наедине с вещественными воплощениями русского мира. Встреча с аутентичной Ахматовой оказывается для героя встречей с подлинным собой. Но и больше – с аутентичностью самой поэзии, которую так охотно подменяют трактовками и языковыми расследованиями, лишь бы не переживать ее как столкновение со своим настоящим.
Лунари Л. Маэстро и другие : роман / Л. Лунари // Иностранная литература. – 2016. – № 12.
«Маэстро и другие» – роман итальянского писателя, театроведа и музыкального критика Луиджи Лунари. Главный режиссер знаменитого миланского театра, мэтр и баловень славы, узнает, что технический персонал его театра ставит на досуге своими силами ту же пьесу, что снискала некогда успех ему самому. Уязвленное самолюбие и ревность тотчас дают о себе знать. Некоторые критики находят сходство произведения с «Театральным романом» М. Булгакова, которое, видимо, объясняется родством закулисной атмосферы.
Микеш Дж. Цица. Биография кошки : роман / Дж. Микеш // Иностранная литература. – 2016. – № 12.
«Цица» с подзаголовком «Биография кошки» – небольшой роман английского писателя венгерского происхождения Джорджа Микеша (1912 – 1987). Кошка и впрямь главный герой этой прозы, но вся художественная литература, написанная о животных и от лица животных, с неизбежностью повествует в первую очередь о людях. Так и здесь: благодаря появлению питомца, склонный к рефлексии автор узнал о себе кое-что новое.
Стесин А. Птицы жизни : повесть / А. Стесин // Знамя. – 2016. – № 10.
Повесть Александра Стесина «Птицы жизни» носит автобиографический характер и посвящена жизни русского эмигранта, в одиннадцатилетнем возрасте вывезенного в США. Он живет в стихии двух языков — английского и русского. Русский — язык детства, проведенного в Москве на улице Демьяна Бедного, и воспоминания о московском прошлом придают повести лирическую силу.
Кураев М. Операция «Бучков мост» : повесть / М. Кураев // Знамя. – 2016. – № 11.
В повести Михаила Кураева «Операция “Бучков хвост”» воссоздается картина послевоенного Ленинграда, конкретнее — Васильевского острова — глазами мальчика-третьеклассника. В городе не заросли раны от бомбежек и артобстрелов, свежа память о голоде в блокадные месяцы и потому многое обретает символическое значение.
Мелихов А. Свидание с Квазимодо : роман / А. Мелихов // Нева. – 2016. – № 10.
Героиня романа А. Мелихова – криминальный психолог, и по роду службы через ее кабинет нескончаемой чередой проходят убийцы, чья судьба зависит от ее решения – считать их вменяемыми или невменяемыми. Современные лукреции со сто первого километра, медеи из лесхоза совершают отвратительные преступления, однако их побудительным мотивом, по мнению героини, является красота. Но ведь мы постоянно слышим, что красота спасет мир, а в книге А. Мелихова красота, как верно замечает В. Пустовая, – не спасительница, а провокатор. Так, может, проще жить без красоты? Может быть, без нее мир стал бы гуманнее?
Козлова А. F20 : кинороман / А. Козлова // Дружба народов. – 2016. – № 10.
Кинороман Анны Козловой посвящен людям, про которых не говорят и не пишут. Их не показывают по телевизору, не берут на работу, про таких людей, как главная героиня – Юля. С виду она – обычная девочка, каких тысячи в спальных районах: плывет по течению, никем не мечтает стать, но верит, что мир ей должен. Она живет с диагнозом F20 с рождения. По коду Международной классификации болезней f20 – это шизофрения. Ей точно так же, как другим детям, хочется нравиться мальчикам, учиться и получать от жизни приятные подарки. Только вот F20 мешает, заставляя постоянно бороться за право быть полноценной. Роман Анны Козловой с небывалой для современной литературы остротой и иронией ставит вопрос о том, как людям с психическими расстройствами жить в обществе и при этом не быть изгоями.
Ботева М. Нельма : повесть-притча / М. Ботева // Октябрь. – 2016. – № 11.
Универсальная сказка о войне, но в свете вопроса о доверии и близости, с героем-ребенком, который решает проблемы людей куда старше себя. Старая Нельма поджидает журавлей на берегу озера, но волей судьбы дожидается другого – опасного общения с чужим мальчиком, присланным из города к ней за остатками машинного масла. Ребенок и старуха, у которых война забрала и родных, и веру в людей, оказываются перед необходимостью договориться, чтобы вместе противостоять захватившей мир вражде. Они становятся главными проводниками мира. В этой притче о доверии и открытости воплотились лучшие черты прозы Марии Ботевой: детская прямота и зрелая строгость письма, след глубоких душевных переживаний в скупых, лаконичных репликах и поступках, символичное время и место действия, одновременно будничного и пронизанного сиянием мифа.
Корниенко И. Иду искать! : рассказы / И. Корниенко // Октябрь. – 2016. – № 11.
Рассказы Игоря Корниенко помещают героев в обстоятельства, перемочь которые, казалось бы, выше их сил – деревенский парень перед лицом бюрократической машины, мальчик перед фактом болезни отца, семья перед лицом вражеского вторжения, – но автор включает воображение как четвертое измерение, в котором герои получают поддержу от невидимых или не замеченных ранее, хоть и совсем не волшебных помощников.