Уважаемые посетители! Предлагаем вам ознакомиться с новинками журнальной прозы за IV квартал 2015 года.
Спарк М. Утешители : роман / М. Спарк // Иностранная литература. – 2015. – № 10.
Первый роман М. Спарк «Утешители» увидел свет через три года после того, как писательница перешла в католичество. Логично, что особое внимание в романе было сосредоточено на вопросах религии, но в трактовке автора эти вопросы неразрывно связаны с критикой среднего класса. В этом романе автор продемонстрировала те средства создания художественных образов, принципы овладения эстетической действительности, которые станут основными для дальнейшего развития ее творчества. «Утешители» – роман о том, как пишется роман. Главная героиня – Кэролайн – не только пишет книгу, но и осознает, что сама она – персонаж романа другого автора.
Петрович Г. Снег, следы… : фрагменты еще недописанного романа / Г. Петрович // Иностранная литература. – 2015. – № 11.
«Снег, следы…» – произведение сербского писателя Г. Петровича, написанное в 1961 году. События романа происходят в 30-е годы ХХ века. Роскошный восточный экспресс Стамбул-Париж, вопреки расписанию, останавливается на захолустной станции и тотчас снова трогается в путь, оставив на заснеженном перроне маленького мальчика. Роман и представляет собой воспоминания того выросшего и состарившегося подкидыша о людях, населявших этот медвежий угол в предвоенное десятилетие. Трогательная история с балканским колоритом.
Осипов М. пгт Вечность : записки завлита / М. Осипов // Знамя. – 2015. – № 10.
Произведение М. Осипова — о жизни провинциального театра в поселке, обреченном на исчезновение. Драмы и трагедии сыгранных спектаклей разыгрываются на реальных судьбах актеров и судьбе завлита – главного героя. По словам самого автора «самое фантастическое в повести (выселение города и последующая бомбардировка его) имеет документальную основу». В 1995 году поселок Хальмер-Ю в Республике Коми был закрыт, людей перевезли в соседнюю Воркуту. А сам город был превращен в военный полигон. В 2005 году в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160 произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка.
Киров А. Другие лошади : повесть / А. Киров // Знамя. – 2015. – № 12.
Герой повести Александра Кирова «Другие лошади» служит охранником в школе, в которой когда-то преподавал русский язык и литературу. Этот спуск по социальной лестнице он избрал для себя сам, и никакие уговоры директора, прекрасно знающего ему цену, вернуться к учительству не помогают. Лейтмотивом через всю повесть проходят цитаты из произведений М. Лермонтова.
Мощенко В. Последний рейс машиниста Новикова : повесть / В. Мощенко // Дружба народов. – 2015. – № 10.
В основе повести события из жизни автора. «…Выдумывать ничего не пришлось…», – пишет он в прологе к своей работе. Главный герой повести, прототипом которого стал сам В. Мощенко, ещё ребёнок. Отец ушёл воевать, а мальчика, его мать и братишку эвакуировали в Джезказган. Джезкаган — город боли, горя и подневольного труда. Но мальчик этого тогда ещё, конечно же, не знает, не понимает. Он просто, как все в том городе и в той стране выживает и в силу детской любознательности и природной наблюдательности, которые не убить войной, всё примечает и пытается понять…что-то, по-видимому, оставляя на долгое «потом».
Бочков В. Время воды : роман / В. Бочков // Дружба народов. – 2015. – № 12.
«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”; и ад следовал за ним». Иоанн ошибался. На самом деле все произошло буднично и даже скучно. Не было четвертой печати, никто не сказал: «Иди и смотри». Не было коня бледного и всадника по имени “Смерть”. А была вода. Слишком много воды. Анна Филимонова спаслась, спаслась чудом. Вопреки здравому смыслу кто-то решил даровать ей жизнь. Но дар это или кара? Наказание или последний шанс что-то исправить в своей бестолковой жизни? Мы знаем, что человечество обречено, не знаем лишь в каком обличье предстанет ангел смерти. Сотрет ли Творец тряпкой небрежно все с доски, или Конец будет поставлен с привкусом любви и горечи. С милосердием, которого мы не заслужили.