Теги
Архивы
Наши партнеры

КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ »

ПАМЯТКА

  

РЕЦЕНЗИЯ

(лат. recensio – осмотр, обследование) – статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма, и т.д.

Словарь иностранных слов

Смысл работы над рецензией – выработка умения выражать свои литературные взгляды.

В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Ученики пишут ОТЗЫВ о прочитанной книге. Он содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главных мыслей книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими действующими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги.

В СТАРШИХ КЛАССАХ – это развитие и усложнение формы ОТЗЫВА

Определённой формы рецензия не имеет. Обязателен в ней только разбор произведения, включающий рассуждения о теме рецензируемой вещи, её идеях, о том, как эти идеи воплощаются в художественной ткани произведения, насколько верна и интересна психология героев, как они проявляют себя в различных ситуациях. Надо раскрыть и позицию автора книги.

Далее следует рассказать о форме произведения. Например, о его композиции, значении пейзажа и особенностях языка.

О языке лучше говорить по ходу разбора содержания, тем самым подчёркивая единство формы и содержания. Хотя рецензия предполагает оценку произведения, она не обязательно должна содержать прямые суждения. Оценка должна вытекать из самого произведения, заключаться в  тех мыслях, которые автор рецензии высказывает по ходу разбора. Уместно в рецензии сопоставить разбираемую книгу с другими, близкими по теме и мыслям.

ОБРАЗЦЫ РЕЦЕНЗИЙ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ В  ПРЕДЛОЖЕННЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ:

  1. Вахитова, Т. Письмо И. Бунину / Т. Вахитова // Литература. – 2000. – №14. – С.3.

     Рецензия на рассказ И. Бунина «Ида».

  1. Лященко, В. «Имя розы» / В. Лященко // Литература. – 2000. – №143. – С.4.

    Рецензия на роман Умберто Эко.

  1. Таубкина, Е. «Студент» / Е. Таубкина // Литература. – 2000. – №14. – С.4

    Рецензия на рассказ А.П. Чехова «Студент».

  1. Докучаев, С. «Паутинка» / С. Докучаев // Литература. – 2000. – №14. – С.4

    Рецензия на рассказ Акутагавы Рюноска «Паутинка».

РЕФЕРАТ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ »

Реферат  (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

Структура реферата

Структурными элементами реферата являются: ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, СОДЕРЖАНИЕ (план работы), ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЯ.

1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – первая страница реферата, содержащая  основные сведения о работе и ее авторе:

1.1. Надзаголовочные данные: учебное заведение и  кафедра, на которой реферат выполняется. Название вуза пишут прописными буквами, название кафедры – строчными.

1.2.  Заголовок: указывается фамилия, инициал имени (без отчества) автора реферата – с прописной буквы, слова «студент группы…» – строчными буквами.

1.3. Заглавие (название темы реферата) пишется всегда прописными буквами. Слова «тема» или «на тему» не пишутся. Вид работы (реферат) указывается выше наименования темы строчными буквами с первой прописной.

1.5. Сведения об ответственности: фамилия, инициалы, ученая степень (звание) руководителя.

1.6. Выходные данные. В нижней части титульного листа указываются город и  год написания реферата. Слово «год» или буква «г» не пишутся.

2. ВВЕДЕНИЕ – вступительная часть реферата, которая помещается перед основным текстом и  содержит:

а) оценку современного состояния той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор и анализ научных публикаций и достижений по теме реферата;

в)  определение актуальности или новизны темы реферата;

г) цель данной работы (реферата).

→Объем введения – 10-15% от объема реферата.

3. План работы именуется «СОДЕРЖАНИЕ», все разделы которого пишутся прописными буквами (в тексте – тоже прописными буквами), а подразделы – строчными.

Разделы «СОДЕРЖАНИЯ» нумеруются арабскими цифрами, состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Более дробные деления дописываются к разделу справа и разделяются точкой (например: 3.1; 3.1.1; и т.д.).

При объеме реферата менее 10 листов «СОДЕРЖАНИЕ» не включается в структуру реферата.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ подводит итог работы, содержит общий вывод, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п.

По объему заключение всегда должно быть меньше введения.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ составляется  в алфавитном порядке.

 Библиографические описания приводятся в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Оформление реферата

Оформление реферата регламентируется ГОСТом 7.32 -2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Текст может быть написан от руки или напечатан (шрифт: кегль не менее 12, интервал – 1,5) на одной стороне однотипных листов бумаги (например, формата А4).

Поля оставляются по всем четырем сторонам листа: верхнее и нижнее поля – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм, левое – не менее 30 мм.

Нумерация проставляется с третьей страницы и является сквозной до  конца текста. Номер страницы пишется арабскими цифрами и проставляется  в нижней части листа без точки.

Титульный лист и  вторая страница работы – «СОДЕРЖАНИЕ» включаются в общую нумерацию, но не нумеруются.

Список использованной литературы и приложения включаются в общую сквозную нумерацию.

Каждый структурный элемент начинается с новой страницы. Заголовкиструктурных элементов располагаются в середине строки без точки, пишутся прописными буквами, не подчеркивая.

Средний объем реферата составляет 12-15 печатных  или 20 рукописных страниц.

Список использованной литературы:

  • ГОСТ  7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования».
  • Зупарова Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник /Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева; под ред. Ю.Н. Столярова. – М.:ФАИР, 2007. – 400 с.
  • Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Дашков и К, 2006. – 340 с.

КАК РАБОТАТЬ НАД КОНСПЕКТОМ: ПАМЯТКА »

Основа конспекта – тезис.

Перед работой над конспектом нужно выписать полное название конспектируемого произведения; если оно помещено в сборнике – то название сборника, в котором оно напечатано, а также место и год издания.

В тетради с конспектом должны быть широкие поля для ваших заметок.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  •   Вписывать цитаты  в конспект другим цветом.
  •   Наиболее важные места подчёркивать или выделять большими буквами.
  •  Указывать в конспекте страницы произведения – это облегчит вам работу с книгой.

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД КОНСПЕКТОМ

  1. Внимательно прочитайте текст конспектируемого произведения.
  2. Составьте план, выделив внутри каждого отрывка главную мысль и кратко её сформулировав; получаются как бы распространённые заглавия отрывков.
  3. Изложите каждый пункт плана подробнее, превратите «заглавия» отрывка в тезис, т.е. в развёрнутое предложение, ещё не подтверждённое фактическим материалом конспектируемого произведения.
  4. Когда вы расширите тезис, т.е. подтвердите его соображения фактами, которые приводит автор, у вас получится конспект.

Вы можете включить в конспект цитаты (обязательно с указанием страницы, откуда они взяты), сжато изложить конспектируемый текст – всё это правомерно. Важно только, чтобы вы не злоупотребляли цитированием и не увлекались подробным пересказом.

Особый вид конспектирования – запись за лектором. Учителя в школе обычно помогают своим слушателям, иногда просто диктуя положения, которые необходимо записать. Однако уже в школе надо учиться свободно конспектировать устную речь. Не стремитесь к дословной записи. Выделяйте главную мысль и следите за её развитием. Затем сравните свою запись с записями товарищей. Результатом общей работы явится полноценный и точный конспект лекции.

КАТАЛОГИ, КАРТОТЕКИ »

 АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ

С его помощью можно узнать:

– имеется ли в библиотеке книга, автор и заглавие которой вам известны;

– какие произведения интересующего вас автора есть в библиотеке.

Карточки в нем расставляются в общем алфавите фамилий и имен авторов, заглавий книг, изданных без указаний авторов, названий сборников.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ

По систематическому каталогу можно узнать, какие книги по интересующему вас вопросу имеются в библиотеке. Карточки в нем расставляются в зависимости от содержания книг в определенной системе отраслей знания.

Основные деления каталога:
2.  Естественные науки.
3.  Техника. Технические науки.
4.  Сельское и лесное хозяйство.
5.  Здравоохранение. Медицинские науки.
6/8.  Общественные и гуманитарные науки.
9.  Литература универсального содер­жания.

Перечисленные отделы делятся на подотделы по принципу от общего к частному.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАТАЛОГ

Включает литературу о природе, экономике,   промышленности, истории, культуре, науке и другим вопросам жизни нашего края. В него вошли книги, статьи и рецензии из сборников, местной и центральной периодической печати.

Внутри каталога расположение материала систематическое. Для разыскания необходимой вам литературы просматривайте те разделы каталога, содержание которых отвечает вашему запросу. В каждом разделе сначала даны книги, а затем статьи в обратнохррнологической последо­вательности их выхода в свет.

КАРТОТЕКИ

Содержание журналов, газет,сборников, полученных библиотекой за последние пять-десять лет, раскрывает систематическая картотека статей. Карточки в ней расположены так же, как и в систематическом каталоге, по отраслям знаний, но отделы имеют более дробное деление, выделены актуальные темы. Порядок расстановки карточек внутри отделов – обратнохронологический Если вы затрудняетесь в подборе статей по какому-либо вопросу, обратитесь к алфавитно-предметному указателю. С его помощью можно легко определить нужную вам рубрику.

На каждой карточке картотеки после названия статьи указан источник, где эта статья помещена.

Например: Богомолова М. Рыцарский турнир на уроке литературы/ М. Богомолова// Литера­тура.- 2007.- № 4.- С. 10-11.

Чтобы получить нужный материал, вам необходимо выписать данные, находящиеся за двумя косыми чертами.

Если вы забыли автора художественного    произведения, обращайтесь к картотеке заглавий. Карточки в ней расположены в алфавите названий романов, повестей, пьес, сценариев как отдельно изданных, так и опубликованных в журналах.

Тематическая картотека стихов поможет в подборе стихотворений по определенной теме (о людях какой-либо профессии, праздниках и т.д.). Материал в ней расположен в алфавите тематических рубрик, внутри разделов – в обратной хронологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ »

Документы, регламентирующие библиографическое описание электронных ресурсов

  • ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.


Особенности описания электронных ресурсов

  • Создание библиографической записи на электронный ресурс (ЭР) подчиняется общим правилам описания (см. буклет «Библиографическое описание документов»), но при этом имеет ряд особенностей. Например, необходимо указать вид ресурса, т.е. дать обобщенную характеристику содержащихся в нем материалов (примеры: электрон. текстовые дан.; электрон. журнал; электрон. дан. и прогр.).
  • Важно! Имеются отличия в описании ЭР в зависимости от режима доступа.
  • При описании ЭР локального доступа, т.е. ресурса на сменном физическом носителе  (например: CD-ROM, DVD,  дискеты) обязательно указываются:

– физическая характеристика ресурса (например: 1 электрон. диск; 4 дискеты);
– примечание о системных требованиях, которые могут включать несколько технических спецификаций в следующем порядке: наименование, модель компьютера; объем свободной и (или) оперативной памяти; наименование операционной системы; программное обеспечение, др.

  • При описании ЭР удаленного доступа (т.е. ресурса не имеющего физического носителя, например: информация на винчестере или в информационных сетях) обязательно указывается:

– примечание о режиме доступа (примеры: Режим доступа: computer university network; Режим доступа: http: // www.un.org; Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»).

Источники информации для описания электронных ресурсов

  • В первую очередь используются внутренние источники (титульный экран, основное меню, др.).
  • Если внутренних источников недостаточно, используются:

– этикетка или маркировка на физическом носителе ресурса;

– техническая документация или контейнер (коробка, конверт).

 

 

Краткая схема библиографической записи

на электронный ресурс локального доступа

Заголовок. Заглавие [Общее обозначение материала] : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – Вид электронного ресурса. –  Место издания: имя издателя, год издания. – Область физической характеристики.  – Примечание о системных требованиях. – Примечание об источнике основного заглавия.

П р и м е р ы

Под автором

Сидыганов В.У. Модель Москвы [Электронный ресурс]: электрон. карта Москвы и Подмосковья / В.У. Сидыганов, С.Ю. Толмачев, Ю.Э. Цыганков. – Электрон. данные и прогр. – М.: FORMOZA, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: ПК 486; Windows 95 (OSR). – Загл. с экрана.

Под заглавием

Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек [Электронный ресурс]: материалы конф. «LIBKOM-2007». – Электрон. текстовые дан. – М.: ГПНТБ России, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.

Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН). – Электрон. дан. и прогр. – М.,  [1995]. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: ИПС «IRBIS» 500 Кб; DOS 3.3 и выше. – Загл. с вкладыша контейнера.

Краткая схема библиографической записи на электронный ресурс удаленного доступа

Заголовок. Заглавие [Общее обозначение материала] : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – Вид электронного ресурса. –  Место издания: имя издателя, год издания. – Примечание о режиме доступа. – Примечание об источнике основного заглавия.

П р и м е р ы

Описание сайта

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; web-мастер Н.В. Козлова. – Электрон. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http: // www.rsl.ru (02.02.2009). – Загл. с экрана.

Экологические проблемы России [Электронный ресурс] : [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://ust-razvitie.narod.ru/Russian /htm.  – Загл. с экрана.

Описание материала, расположенного на сайте

Дегтярев К. Карабас-Барабас, или Золотой Ключик к Евангелиям [Электронный ресурс] // Российский мемуарий: [сайт] / Константин Дегтярев. – 2003-2005. –  Режим доступа: http: // fershal.narod.ru/Artikles/Carabas/Carabas.htm  (31.08.07). – Загл. с экрана.

Описание нормативного правового документа из справочно-правовой системы

О гражданстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон [от 31.05.2002г., №62-ФЗ]. –  Электрон. дан. – М.: КонсультантПлюс, 2009. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». – Загл. с экрана.

Описание статьи из справочно-правовой системы

Бароцкая К. Право семьи на социальную защиту [Электронный ресурс] / К. Бароцкая //  Соц. и пенс. право. – 2006. – №3. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». – Загл. с экрана.

Описание книги из справочно-правовой системы

Кружалова Л.В. Справочник юриста по семейному праву [Электронный ресурс] / Л.В. Кружалова, И.Г. Морозова. – Электрон. текстовые данные. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». – Загл. с экрана.

Описание материала, имеющего электронную и печатную версии

Филиппова Л.Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений / Л.Я. Филиппова // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – №2. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www .gpntb.ru/win/ntb/ntb 2002/2/f02-10/htm

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТОВ: ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ »

Документы, регламентирующие библиографическое описание

  • ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.
  • ГОСТ 7.11-2004. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.

Общие положения библиографического описания

  • Для описания используются данные с титульного листа или иной части документа, заменяющей его.
  • Элементы в области описания приводятся в строго установленной последовательности.
  • Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак.
  • Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак «точка и тире», который ставится перед первым элементом области.

Примерная схема  библиографического описания

          Заголовок. Основное заглавие:   сведения, относящиеся к заглавию / первые сведения об ответствен-ности; последующие сведения об ответственности. – Сведения об издании. – Место издания: Издательство, Дата издания. – Объем.

Библиографическая запись может составляться:

под заголовком (которым, как правило, служит имя автора);

под заглавием (которым служит название издания).

Библиографические записи под заголовком

составляются на произведение одного, двух и трех авторов. При описании в заголовке приводят имя одного автора. При наличии двух и трех авторов указывают имя первого. После заглавия книги (статьи) под косой чертой (/) приводят фамилии с инициалами всех авторов в том порядке, как они указаны на титульном листе издания.

Книга одного автора

  •     Готовко Л. Признание в любви: [стихотворения] / Л. Готовко.- Мурманск: Север, 2003.- 144 с.: ил.
  •     Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Шаграева. – Москва : ВЛАДОС, 2001.- 368 с.

 Книга двух авторов

Росс Л. Человек и ситуация: уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. – Москва : Аспект-Пресс, 2000.- 429 с.

Книга трех авторов

Овчинников Б.В. Типы темперамента в практической психологии / Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлова. – Санкт-Петербург : Речь, 2003.- 288 с.

Библиографическое описание под заглавием составляют:

  • если авторов четыре и более. После заглавия под косой чертой приводят фамилии с инициалами первого автора со словами [и др.];
  • на сборники произведений разных авторов или разных материалов с общим заглавием, подготовленные авторским коллективом, составителями, или не содержащие сведения об авторе.

 Книга четырех авторов

           Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. – Москва : Академия, 2002.- 272 с.

Книга пяти и более авторов

Мировая художественная культура: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова [и др.].- 2-е изд., перераб.- Москва : Интербук: Московские учеб., 2000.- 253 с.

Книга без авторов

      Физиология человека: учебник для студ. мед. вузов / под ред. В.М. Смирнова. – Москва : Медицина, 2002.- 608 с.

Многотомные издания

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2 / С.Л. Рубинштейн; Акад. Пед. наук СССР. – Москва : Педагогика, 1989.- 328 с.

Схема библиографической записи на  составную часть книги

Заголовок. Основное заглавие составной части: сведения, относящиеся к заглавию составной части / сведения об ответственности, относящиеся к составной части // Основное заглавие книги: сведения, относящиеся к заглавию книги / сведения    об ответственности.- Сведения об издании.- Место издания, дата издания.- Номер тома (выпуска).- Обозначение и номер главы, параграфа.- Местоположение составной части.

Статья из сборника

Рогожин П.В. Современные системы передачи информации: Интернет и Россия / П.В. Рогожин // Компьютерная грамотность: сб. ст. / сост. П.А. Павлов.- 2-е изд.- Москва, 2001.- С. 68-99.

Глава или раздел книги

       Залыгин П.А. Народы Крайнего Севера / П.А. Залыгин, А.А. Зубов // Этническая одонтология России. – Москва, 2000.- Гл. 4.- С. 243-310.

Схема библиографической записи на статью в сериальном издании

           Заголовок. Основное заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию статьи / сведения об ответственности, относящиеся к статье // Основное заглавие сериального издания: сведения, относящиеся к заглавию сериального издания / сведения    об ответственности, относящиеся к сериальному изданию. – Дата выхода (год выпуска) сериального издания. – Номер сериального издания. – Местоположение статьи.

Статья из журнала

  •       Александрова М. Легенда Атлантики. «Титаник» / М. Александрова // Смена.- 2007.- № 7.- С. 78-83.
  •      Князев С.А. К вопросу о возникновении аканья в русском языке / С.А. Князев // Вопросы языкознания.- 2001.- Вып. 4.-  С. 74-77.

 Статья из газеты

  •      Алексиевич С. Моя книга о любви будет печальной / С. Алексиевич // Известия.- 1999.- 21 октября.- С. 7.
  •     Столярова Н. «К-21» на плаву / Н. Столярова // Североморские вести.- 2007.- 30 марта.- С. 3.